Информационно-воспитательная сущность туризма.

«6150131»

П. Тейяр де Шарден [1], строил гипотезу, по которой ноосфера — это лишь этап развития вселенной. Дальнейший прогресс науки, техники, государственности, права, искусства и прочего ведет все человечество «в сферу новых измерений». Увеличение мерности систем сопровождает каждый очередной этап развития. Будущее направлено в сторону дальнейшей социализации, гуманизации и развития духовности человечества. Привнесение в образовательный процесс наглядности и получения нового опыта является необходимым условием воспитания гордости за «малую Родину», залогом адекватной профориентации, расширения кругозора. В каждом из нас находится информационная сущность «духовный ген», который постоянно развивается. Эта информационная сущность пробуждается в нас, и определяют наши устремления и поступки [2]. Человек — живая система, уникальным свойством которой является способность постигать законы Природы и правильно их применять посредством создания и реализации новых технологий. Культура, образование, образ жизни, общение с природой и другими людьми, все устремления человека определяются «духовным геном». Понимание современного феномена туризма позволяет утверждать, что он становится реальной технологией, которая поможет формировать общую картину мира современного человека [3]. Школьный период формирования «духовного гена» предлагается организовать через систему как школьного, так и дополнительного образования. С этой целью подписан многосторонний договор о сотрудничестве [4]. К данному договору могут подключаться другие участники. Тематика экскурсионных программ обобщает теорию, получаемую на уроках, с практикой их использования в природе и жизни социума, Местные достопримечательности, способствуя визуализации общей картины мира увязываются с законами развития, историей и культурой. Предлагаемая экскурсионно-образовательная система позволяет предметно познать свою малую Родину и соединить теоретические знания с образами, которые формируются в процессе экскурсий. В качестве инструмента мы используем WEB-платформу, «ГлобалЛаб» [9], которая интегрирована с Яндекс-Картами и позволяет отображать активность участников. Мы соединили инициативу и творчество детей с административным ресурсом и новыми информационными технологиями. Проект является открытым. Достижение «точки сингулярности» подготавливается долгим процессом развития всех людей в рамках ноосферы. Этот особый духовный синтез осуществляется в процессе дифференцированного единства. Вначале — это процесс персонализации, под которым Тейяр де Шарден понимал все возрастающее усиление значения отдельных личностей; а затем — унификации, создание всеобщего — образование крупных коллективов людей. Мы рассматриваем процесс формирования ОКМ у детей в рамках проекта «Познай малую Родину», как практическую реализацию концепции, сформулированную Тейяр де Шарденом более 100 лет назад. Сейчас наступает этап новой цивилизации, когда человек должен обязательно понять, где и для чего он существует. Это этап качественного, внутреннего знакомства с окружающим миром: «Что же такое есть во мне и в этом мире, что не позволяет мне правильно прожить даже столь краткую жизнь?». В настоящее время мы вступаем в такую полосу нашего развития. Сейчас все зависит только от человека, от его постижения окружающего нас мира, природы его истинных законов – материальных и не материальных. Материальные законы, как мы видим, не помогут нам качественно изменить наше состояние в этом мире. Бывает, у людей есть все, а они чувствуют себя опустошенными. Почему? Мы, считаем, что в каждом из нас находится информационная сущность «духовный ген», который постоянно развивается. Эта информационная сущность пробуждается в нас и определяет наши устремления и поступки. Люди давно стали понимать, что дух властвует над телом. Поэтому и возникли йога, шаманизм и др. спиритические техники, которые помогали человеку управлять своей физической сущностью. Наше физическое тело постоянно обновляется каждые 7-8 лет [8]. Все устремления человека определяются «духовным геном». Человек живая система, уникальным свойством которой является способность постигать законы Природы и правильно их применять посредством создания и реализации новых технологий. Человек отличается от животных тем, что овладел технологией преобразования информации в энергию и пищу. Коэффициент полезного действия (КПД) человека, как преобразователя информации в мощность зависит от его здоровья и культурно образовательного уровня. Культура, образ жизни, общение с природой и другими людьми формирует «духовный ген». Все устремления человека определяются «духовным геном». Духовный ген каждого из нас формирует «духовный ген», сообщества, нации, государства, человечества. Спираль «духовного гена» резонирует с такими же спиралями — тогда вы чувствуете привязанность, уныние, недомогание или прилив сил и эйфорию. Эти ощущения — есть рефлексия нашего «духовного гена» ведущая нас по жизни. С их помощью начинаем понимать общую картину мира (ОКМ). Мы начинаем воспринимать это все, как целенаправленное воздействие на нас окружающей Природы. Понимание современного феномена туризма позволяет утверждать, что он становится реальной технологией, которая поможет формировать общую картину мира современного человека. Вспомните, как распознавали мир вы, когда были маленьким ребенком. Вы воспринимали мир не столько предметов, сколько чувств. Вы вначале ощущали ласку и любовь родителей и через них постигали глубокие, более сложные взаимоотношения между Вами и окружающим миром. Имеющийся опыт формирования «духовного гена» человека на основе понимания законов Природы, свидетельствует о возможности его реализации дошкольных учреждениях, начальных, средних и старших классах школ. Школьный период формирования «духовного гена» предлагается организовать через систему дополнительного образования, применяя технологию туристско-экскурсионной деятельности. Вполне реально один день в неделю в школе сделать экскурсионным. Проводить экскурсии по тематике школьных предметов, увязав их содержание с объектами экскурсий, в регионе, где проживают дети. Эту идею мы оформили в виде проекта: «Познай малую Родину» [10]. Он позволит сформировать ассоциативные связи изучаемых предметов с жизнью региона и общей картиной мира, посредством создания системы экскурсий, отображающих все многообразие жизни малой родины. Система экскурсий может быть трехуровневой: начальная, средняя и старшая. Для каждого уровня необходимо разработать экскурсионные программы, увязав школьные предметы с картиной мира по месту проживания детей. Очень важно вовлекать в проект всех жителей региона. Необходимо информировать об удачном опыте, делиться впечатлениями. Делать это сегодня можно на сайте www.globallab.com/. После ответа на вопросы, можно стать участником проекта. В одну и ту же экскурсионную программу могут записываться ученики разного возраста. При этом, «экскурсоводами» могут быть сами ученики, например, старшеклассники могут проводить экскурсии для учеников младших классов. Результат экскурсии – фотографии и впечатления частников отображаются на сайте. Экскурсионные программы должны «сшивать» теорию, получаемую на уроках с практикой их использования в природе и жизни социума и последующим закреплением на основе выполнения системы проектно и личностно-ориентированных разно уровневых заданий. При этом местные достопримечательности, увязанные с законами развития, историей и культурой будут способствовать визуализации общей картины мира (ОКМ). Предлагаемая экскурсионно-образовательная система позволяет предметно познать свою малую родину и соединить теоретические знания с образами, которые формируются в процессе экскурсий.
Еще совсем недавно слова «туристский» и «экскурсионный» ассоциировались со словом «услуги». Однако, с вводом школьных образовательных стандартов, подразумевающих «совокупность требований, обязательных при реализации и образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию», в образовании утвердилось слово «технологии»: «новые технологии», «когнитивные технологии», «образовательные технологии», и т.д. Имея ввиду культурно-историческую теорию развития психики и развития личности разработанную Л.С. Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в., социальная среда рассматривается как главный источник развития личности. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий» — язык, письмо, система счета. Важнейшее орудие – визуализация мышления. Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через познание общей картины мира (ОКМ). Туристско-экскурсионная деятельность, в воспитательном аспекте, является компонентом структуры досуга и важной технологией формирования ОКМ у школьников1. Спустя почти сто лет после разработки культурно-исторической теории Л.С.Выготского [5], появилось такое явление, как «ГАДЖЕТ-культура». Она может нести, как положительное, так и отрицательное воздействие на школьников. Если технологии применяют для того, чтобы ребенок не досаждал взрослых вопросами, они отправляют его в виртуальный мир компьютерных игр, который разрушает детскую психику. Если мы учим детей привязать свое местоположение на карте при помощи GPS навигации, сфотографировать изучаемый объект и отправить его на портал для того чтобы поделится с другими своим открытием, то гаджет-культура способствует кооперации и сотрудничеству при формировании общей картины мира. Сегодня умение ориентироваться в информационном пространстве, работать с электронными устройствами, посредством которых осваивается культура, является ключевым навыком современного человека.
Возможность вовлечения школьников в разработку познавательных проектов на основе познания родного края можно рассмотреть более глобально. Следуя теории пассионарности Л. Н. Гумилёва [11], этническое поле нации определяется как «сумма полей индивидуумов её составляющих. При этом, поле организма — это продолжение организма за видимые его пределы…». Следовательно, каждый сегодняшний школьник завтра, условно говоря, становится одним из «индивидуумов, его составляющих». Описанное этническое поле мы воспринимаем как этническую близость или, наоборот, чуждость. И в этой связи понятия «Родина», «родной край» становятся объединяющими для всех индивидуумов, связанных не только местом рождения, но и скрепленных общими переживаниями, заботами, интересами, увлечениями.
Литература
1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден ; пер. с фр. Н. А. Садовского, М. Л. Чавчавадзе; предисл. В. А. Никитина. — М. : Айрис-пресс, 2002. — 350 с.
2. Кибальников С.В., Кружалин В.И. Устойчивое развитие и «операционная система» общества. Журнал «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление». 2013, том 9, № 1. — С.37-50.
3. Кружалин В.И., Кибальников С.В. Туризм, как социально-экономическая технология. / Сборник «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды VIII Международной научно-практической конференции. — Самара-Тольятти: ООО «Медиа-Книга». 2013, том 1, с. 19-27
4. Кибальников С.В., Кружалин В.И., Паламарчук И.И., Рацимор А.И. Роль экскурсионно – туристской деятельности в улучшении качества школьного образования на примере г.Ступино. / Сборник «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования». Серия «Труды IX Международной научно-практической конференции». – Калуга: КГУ им. К.Э Циолковского, с. 89-93
5. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).
6. Антонова Л.Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска \ Диссер. по ВАК 13.00.01. – Москва, 453 с. 2005
7. Методическое руководство по использованию метода «Оценки рисков и возможностей» в организации социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей // НАН, Москва, 2010.
8. Дж.А.С.Сэйдж. Человек без возраста. — Изд-во: «Физкультура и спорт», NN 7-12, 1992 г.
9. WEB-платформа «ГлобалЛаб». [Электронный ресурс] — https://globallab.org/ru/ Дата обращения: 29.04.2015.
10. Проект «Познай малую Родину» на портале «ГлобалЛаб». [Электронный ресурс] — https://globallab.org/ru/project/cover/poznai_maluju_rodinu.ru.html#.VXcj7s_tmko/ Дата обращения: 29.04.2015.
11. А. К. Гоголев. Теория пассионарности Л. Н. Гумилёва. C некоторыми изменениями и дополнениями// lifeofpeople [Электронный ресурс] -http://www.lifeofpeople.info/applications/?app=theorydrive Дата обращения: 17.05.2015.